kenigtiger: (Default)
[personal profile] kenigtiger
Лежу дома, по случаю очередных перемен погоды чувствую себя заброшенным детским конструктором. Вынужден пропустить повторную свадьбу старого друга и кучу дел, которые обещался сделать. Казалось бы, ни что уже не поднимет настроения этого бренного тела, не исторгнет из него хриплый стон, зовущийся смехом. Но, как известно, и небывалое бывает.

В ленте натыкаюсь на дивовский пост, в котором разбирается история, рассказанная писателем Акуниным про своего отца, начштаба артдивизиона, "попавшего под немецкий контрудар". Извините за обширную цитату, но оно прекрасно.

Чудо второе
В начале сорок четвертого, на Украине, когда наши повсюду наступали, отец умудрился попасть под немецкий контрудар. Командир их дивизиона был кретин (цитата) и поставил орудия на ночевку в чистом поле, без прикрытия. Отец утром вышел обтереться снежком, поднял голову и обмер: по степи идут клином немецкие танки. Много.
Боя не было и не могло быть. Орудия-то тяжелые, их надо долго готовить.
Все просто побежали по белому полю. А отцу нельзя. Он начштаба, отвечает за матчасть. Захватят пушки в боеспособном состоянии – ему трибунал. Схватил он за шиворот какого-то солдатика, стали вдвоем вынимать замки, наскоро закапывать в снег. Когда закончили, танки были уже рядом, драпать поздно.
Оба упали, уползли через дорогу в кукурузу. Она стояла сухая, урожай остался не снятым.
Несколько танков погнались за убегающими, другие раздолбали пушки с тракторами и устроили стоянку. На весь день.
Отец лежал на снегу в одной рубашке и боялся пошевелиться, чтобы не закачались стебли. Немецкие танкисты иногда заходили в кукурузу – сорвать мерзлый початок или по нужде. До них было несколько метров.
Когда стемнело, отец и солдатик наконец ушли к своим. От стресса даже не простудились.
А всех, кто побежал, танки посекли из пулеметов, в том числе и комдива. Ему потом посмертно дали героя Советского Союза, потому что начальство изобразило этот разгром как неравный бой с превосходящими силами противника. (Я нашел имя «героя» в военной энциклопедии, но называть не буду. Он погиб на войне, и у него, наверное, есть внуки, которые им гордятся. Пусть).
Это, стало быть, чудо номер два.


Люди сведущие кагбэ замечают, что "организация проверки караулов - прямая обязанность НШ артдивизиона", которым и являлся Шалва Ноевич Чхартишвили. И, как опять же совершенно справедливо замечает Дивов, жить ему после того, как он не удосужился выставить караулы (про связь с соседями и авангардом, через позиции которых прошли танки, я уже не говорю) и просрал дивизион, оставалось до первой стенки. Но почему-то героический предок писателя, один из двух выживших из того дивизиона, не был расстрелян. Мне одному кажется, что это как-то связано с тем, что "злобное тыловое начальство изобразило этот разгром как неравный бой с превосходящими силами противника"? Поинтересоваться бы в архифчегах, только ли мертвый командир получил ГСС за этот неравный бой, или выжившему начштабу тоже достался орден? "Он был позитивист, умел во всем находить солнечные стороны"(с)там же.

Почему именно не был выставлен караул, не налажена связь с соседями и не отправлены наблюдатели вперёд, догадаться легко. Два следующих "чуда" из отцовской биографии - о том, как тот чудом не умирал сначала с перепою заснув в сугробе, а потом - так перепил, что зарекся пить и отказался пить трофейное вино, оказавшееся "отравленным". Видимо, о завязке "чуда номер два" мы тоже чего-то алкогольного не знаем.

А ещё очень понравилось вот это:

Осенью сорок четвертого отец, командир отдельного дивизиона, был в Румынии. Во время наступления он повсюду, где можно, подбирал приблудных солдат-земляков, и у него в части образовалась команда разведчиков из одних грузинов. Мужики были лихие, в том числе и из уголовников (приблудные же). Очень эти разведчики любили ходить в тыл врага, прямо хлебом не корми. «Языков» не приводили, разведданных тоже добывали немного, но зато без трофеев никогда не возвращались.

Ну, то есть создал при дивизионе маленькое грузинское ОПГ из дезертиров, которых писатель мягко величает "приблудными солдатами". Интересно... если они "не приводили языков и не добывали разведданных", а только "без трофеев никогда не возвращались"... во вражеский ли тыл они уходили?

Радует и подведение итогов славного боевого пути:

Я вот думаю, что все мы, у кого родители или деды были на фронте (то есть, собственно, более или менее вся страна), живем на свете благодаря цепи случайностей, которые спасли наших предков от гибели. Мы – дети тех, кому повезло, дети чуда. Представляете - целая нация потомственных счастливцев.

А я вот думаю, что все мы, у кого родители или деды были на фронте (то есть, собственно, более или менее вся страна), живем на свете благодаря цепи случайностей, которые спасли наших предков от таких людей, как папа писателя Акунина.

Ну а в общем да, во всем виноват, конечно, злой Сталин. Все беды и поражения и всё враньё про какие-то там победы - от него, а не от таких прекрасных героических персонажей как Шалва Ноевич из "нации потомственных счастливцев".

Made my day, чо.
Продолжайте, продолжайте, очень интересно.

Date: 2013-10-12 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
Чхарташвили - это ноу коммент. Шендерович кавказский.
Дивов, правда, не очень радует последнее время - фигню с женой какую-то написал в соавторстве. Опять развестистая клюква центнерами, плюс любовный треугольник с бабскими страданиями в неподражаемом стиле "Сумерек".
Впрочем, рублей 50-70 за неё не жалко. А для Москвы и 100 нормальная цена.

Date: 2013-10-12 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
Вообще, я тут подумал, и решил, что жанр романа – это не лучший выбор для Дивова, короткие вещи у него намного чотче выходят.
Про Никанора там, или ещё что в этом духе.
А романы – не его тема!
Но рассказы и повести должны дешевле стоить.
От 3-х до 12 рублей, максимум.

Date: 2013-10-12 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] jorian.livejournal.com
Вы неправильно думаете. Дивов умеет романы на высочайшем уровне. Просто он сцуко зазнался и сцуко обленился.

Date: 2013-10-12 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
Еслиб умел на высочайшем - то и писал бы на высочайшем.
А у него таких нету романов. Экипаж и Выбраковка самые норм, но недостатков там куча, если с серьёзной лит-рой сравнить (тем же "Хобо "Жарковского, например).
Плюс, клюква глаза мозолит. И, главное, ведь не трудно при минимуме трудолюбия и добросовестности без клюквы пейсать. Вон, Круз Андрей - как литератор в сто раз хуже Дивова, но зато клюквы у него нету, чем и ценен.
А остальное что писал Дивов (там какие-то экстрасексы и прочие монстры из параллельных реальностей с которыми кавказские собаки сражаются) - так и ваще хуже даже Лукьяненки какого-нибудь.
...а на "высочайшем" в жанре фентези и фантастики никто не пишет по русски, я не знаю таких.

Date: 2013-10-12 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] wingover.livejournal.com
Доброхотова-Майкова, перевод "Анафема".

Date: 2013-10-12 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] man-with-dogs.livejournal.com
Читайте Сорокина. Про "СССР":
===
http://krylov.livejournal.com/3099869.html

Итак, «Теллурия». Собственно, роман сделан как энциклопедия современных (ну то есть примерно последней пятилетки) страхов. То есть в нём сбывается всё то, о чём сейчас принято беспокоиться. Ну, что Россия распадётся, что Европу завоюют ваххабиты, что нравственность и семейные ценности окончательно падут и растлятся, что попы-мракобесы всем овладеют, что воскреснет коммунизм, что богатые иностранцы будут пидарасить наших мальчиков прямо у кремлёвских стен, что вернут чёрные ужасы царизма, что нас всех генно модифицируют, что нефть кончится, и так далее по всем кочкам. Так вот, у Сорокина всё это – именно всё, целиком – и происходит. Россия распадается (причём разваливает её Путин), на части территории к власти приходят красно-кроичневые (возникает даже Сталинская Советская Социалистическая Республика, существующая на потеху богатым туристам), Европу завоёвывают ваххабиты, отвоёвывают её назад крестоносцы, иностранцы таки пидарасят «феденек» в непосредственной близости от наших святынь, кое-где беснуются православные коммунисты и цари-батюшки, нефть и в самом деле кончилась, и вся бывшая Россия ездит на резаной картошке… Ну и, само собой, всех генно модифицировали, да так, что появились даже мужские уды на ножках, пользуемые развращёнными аристократками и прочей плесенью. В общем, «все ужасы разом» [1].

Однако в антиутопию всё это не складывается. Наоборот: Сорокин всё время показывает, что «и так жить можно». Потому что человек такая скотина – ко всему привыкает. Особенно «наш человек» - советский-постсоветский. Которого можно как угодно унижать, оскорблять, насиловать, грабить и пропускать через него электричество, он всё снесёт и даже как-то устроится. Впрочем, насчёт живучести тех же европейцев он тоже иллюзий не питает – выживут, как плесень на сыре. И тоже как-то устроятся.

Date: 2013-10-12 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
Сорокина я читаю, разумеется. Писатель он объективно очень профессиональный, в плане формы, хоть и исключительная мразь в плане содержания. Может даже, на сегодняшний момент, самый лучший стилист из русскоязычных. Но это не фентези и не фантастика, это постмодернизм (который лично для себя с первыми двумя "честными" жанрами никак не смешиваю).

Date: 2013-10-13 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] jorian.livejournal.com
Ну извиняйте, если вам "Ночной смотрящий" не шедевр, то и я вам не доктор. Глухому о Моцарте не объяснишь. Про "Симбионтов" даже не говорю, там нужен не простой слух, а абсолютный.
А Круз... Ну Круз... Если бы справочник Жука обладал сюжетом и персонажами, он заведомо читался бы куда лучше Круза. Просто потому, что у Жука технических данных больше и они точнее - а никакими другими достоинствами тексты Круза не обладают.

Date: 2013-10-13 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
Нет, перечисленное не «шедевры» совершенно объективно, вне зависимости от чьего-то «слуха». :)
Ну а то, что Вам нравится, и даже очень – так я не против.
Насчёт Круза – я его привёл как пример добросовестности подхода, а не как эталон литературы. :)

Date: 2013-10-13 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] jorian.livejournal.com
Вот как раз объективно это именно шедевры. Впрочем, если у вас есть на примете что-то еще лучше написанное - давайте вашу версию. Почитаем.

Date: 2013-10-13 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
Если "шедевры" - ну, "Гиперион" Симмонса, например. Первые две книжки. Только, желательно, на языке оригинала.
А просто качественная фантастическая литература - "Я, Хобо", Жарковского (уже упоминал). Это из того что лично мне нравится.

А если в плане чисто техническом (без ляпов сюжета и с бОльшей отточенностью стиля) - то авторов много будет. Так прям навскидку - Олди и Дьяченки, М. Успенский и Лазарчук, Логинов... Что интересно, я всех перечисленных просто не перевариваю и книжки их читал чисто в ознакомительном порядке, без какого-либо удовольствия (в отличии кстати, от Дивова), но это очень субъективно, прямо скажем.

Date: 2013-10-14 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] jorian.livejournal.com
Поскольку языком оригинала как родным лично я не владею, от суждений о "Гиперионе" воздержусь. И вам тоже не поверю - по крайней мере пока не увиду ваш диплом выпускника Итона или хотя бы ваш паспорт движимого имущества Ее Величества.
"Хобо" читал. Если остальная часть книги окажется написанной не хуже, будет тоже шедевр.
Насчет остальных авторов по большей части их произведений соглашусь. Тем более странно, что вы не сумели адекватно оценить Дивова.

Date: 2013-10-14 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
С чем согласитесь-то, с тем что они технически пишут лучше Дивова? Тогда какой адекватности в оценки Вам ещё надо? :)

Date: 2013-10-14 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] jorian.livejournal.com
Соглашусь с тем, что они пишут технически на очень хорошем уровне. Дивов тоже пишет технически на очень хорошем уровне.
Вопрос об адекватности ваших оценок снимаю - уж чего нет, того нет. Вкусовщина у вас чистой воды.

Date: 2013-10-14 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
Дивов – хороший (профессиональный) стилист, но вот в содержательной части у него слишком много ляпов (в т.ч. потому, что он постоянно пишет на темы, в которых ничего не понимает и понимать не стремится, компенсируя это стилистическим «правдоподобием») , у вышеперечисленных такого меньше.
И «вкусовщины» у меня нет, если бы она была – то я высказывался бы иначе. Т.к. именно многие книжки Дивова мне нравятся, а вот книжки вышеперечисленных авторов – нет. :)

Date: 2013-10-14 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] jorian.livejournal.com
Ну вот - вы уже признаете, что он хороший стилист...
;)
Осталась самая малость: признать, что он в курсе, что взрывы в космосе не слышны. Просто перестаньте маяться сидерофилией - и вам немедленно полегчает.

Date: 2013-10-14 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
Собссно, почему "уже". Я коньяк по утрам не пью.
А нащщот того о чом пейсатель вкурсе внутри своей головы, а о чом нет - знает только он и его клоны!
Остальные знают тока о чом он выражает себя вовне, и это отнюдь не только и не столько взрывы. :)

Date: 2013-10-15 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] jorian.livejournal.com
"Уже" - потому что сперва вы Дивову отказали вообще в каких-либо достоинствах. Сейчас хотя бы признали наличие у него техники...
А насчет того, что выражено не совсем тупо в лоб, так просто читайте внимательнее. Дивов любит тонко намекнуть - а вы, похоже, все эти намеки пропустили. Восприятию книги это не сильно мешает, а вот оценке - увы. И в этом Дивов не одинок - в нашей литературе многие, начиная с Пушкина, так хулиганили в текстах. Кстати, Олди и Логинов тоже. А Успенский так и вовсе на подобных вещах весь текст строит.

Date: 2013-10-15 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
Ну, дальше скушно ,у Вас какие-то глупые высказывания пошли, не имеющие отношения к тому, о чем я говорил.

Date: 2013-10-15 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] jorian.livejournal.com
Ах извините, я думал, что вы умный. Больше не буду.

Date: 2013-10-14 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] ping-ving.livejournal.com
Вам надо к флаворхемисту.
Он тоже какое-то синтетическое говно пропагандирует и ругает тех, кто не ценит замечательный вкус.

Date: 2013-10-14 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] jorian.livejournal.com
Вам тоже куда-то срочно надо сходить. И очень похоже, что на хуй.

Date: 2013-10-12 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] earlyhawk.livejournal.com
> все мы, у кого родители или деды были на фронте (то есть, собственно, более или менее вся страна), живем на свете благодаря цепи случайностей, которые спасли наших предков от таких людей, как папа писателя Акунина.

Чеканно!

Date: 2013-10-12 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] fon-rotbar.livejournal.com
Отлично!

Date: 2013-10-12 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] uldorthecursed.livejournal.com
Я все-таки предпочел бы согласиться с Олегом в том, что это Акунин своей склонностью к фантазиям так своего отца подставил...

Date: 2013-10-12 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] zevaka-derevnia.livejournal.com
Ну, во-1х, у Дивова в комментах таки поднялся вопрос - кто-ж должен был отвечать за боевое охранение. Я, канешна, не знаток, но по-памяти - из мемуаров - дефолтно вроде таки командир части, а не НШ. Во-2х, количество бардака на войне труднопредставимо, и поэтому эпизод с разведвзводом из приблудных грузин тоже мне кажется возможным и не достойным расстрельной команды. Ну и главное - ежеле такие истории обсуждать исходя из постулата - как делалось и как делать не надо, т.е. "для науки на будущее", то это IMHO правильно и допустимо. А ежеле для макания в фекалии рассказчика и - особенно - его воевавшего отца - так это совсем нехорошо.

Date: 2013-10-12 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mit-yau.livejournal.com
Про боевое охранение смысла нет разговаривать. Это тыл, артдивизион резерва Ставки ВГК, километров 10 от фронта, какое боевое охранение?

Date: 2013-10-12 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com
Уставное.
Положено - обеспечь.
Воюй по уставу - завоюешь честь и славу.

Можыд еще и часовых не выставлять?

Date: 2013-10-12 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] mit-yau.livejournal.com
вот часовых - положено, за них и удивляемся. а боевое охранение - сомнительно.

Date: 2013-10-13 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] sectopod.livejournal.com
Отряд танками утюжат - это не повод выставлять охранение? Независимо от расстояния до фронта (немецкие танкисты на него не посмотрели, между прочим) и названия части.

Date: 2013-10-15 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kenigtiger.livejournal.com
Капитан, в последствии, майор Косов, герой книги "Год рождения 21-й", так не думал.
На каждой БМ-13 дивизиона возился MG-34 с солидным БК для отражения атак прорвавшихся немцев, как контратакующих, так и выходящих из окружения. Человек пережил 41-й, и что такое жить без боевого охранения при маневренной войне, видимо, не знал.

Date: 2013-10-16 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mit-yau.livejournal.com
возился - что? МГ? с солидным БК? мммммм, нет, я ещё поверю в "дегтяри", но в МГ...

Date: 2013-10-17 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] bill-oflading.livejournal.com
Трофейные - "неучтёнка" типа. По штату пулемёты дивизиону по-видимому не полагались.

Date: 2013-10-12 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] man-with-dogs.livejournal.com
Из двух грузин - Джугашвили и Чхартишвили - лучше бы русские люди спасли себя от первого. И пораньше.
Больше бы русских людей в живых было бы сейчас и меньше чудесных грузин вокруг и среди нас.
Edited Date: 2013-10-12 08:24 pm (UTC)

Date: 2013-10-14 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] teralyn.livejournal.com
О, воскресная схватка двух йокодзун!

Date: 2013-10-13 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] cranequinier.livejournal.com
Картирна маслом: малоизвестный графоман и wannabe большой артиллерии Дивов учит как надо жить и воевать 1) самого популярного русского писателя 21-го века и 2) боевого офицера, прошедшего WW2 от звонка до звонка.

Классическое "завидовать дурно(С)" даже не начинает передавать...

Date: 2013-10-13 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
***самого популярного русского писателя 21-го века***
И японского! У него отец русский, а мама - японец!

Date: 2013-10-13 02:07 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Нууу... Дарья Донцова в плане популярности даст фору обоим. И что?
ПС: у Акунина много нравится, кое-что вызывает недоумение. У Дивова - аналогично ("Экипаж" - шедевр, а "Смотрящий"... наверно, я глухой :)

Date: 2013-10-14 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] cranequinier.livejournal.com
> Дарья Донцова в плане популярности даст фору обоим. И что?

Именно поэтому я специально пишу "писателя", а не "писательницы".

И - "завидовать дурно(С)".

Date: 2013-10-14 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] vlkamov.livejournal.com
> боевого офицера, прошедшего WW2 от звонка до звонка.

Власова ?

Date: 2013-10-14 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] cranequinier.livejournal.com
Спасибо за подсказку, отличный пример.

Действительно, если бы Дивов стал критиковать тактические решения суперзвезды РККА генерала Власова, было бы ещё смешнее.
(deleted comment)
(deleted comment)

Date: 2013-10-13 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] man-with-dogs.livejournal.com
А кто бой описывал? Не тот же грузин, что и Акунину?
Причём, когда он рассказывал Акунину, ему ничего за это не могло быть, а когда рассказывал начальству - могли и к стенке поставить (если правду рассказал бы).

Date: 2013-10-13 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] twincat.livejournal.com
Вы извините, что я все посносил. Тут дело в том, что мы в свое время с Дивовым крепенько поругались, поэтому я в его журнал сперва не пошел, лично все надыбал - а потом увидел, что там уже все разобрали и еще Бондарева привлекли в качестве третьей стороны.

Там видимо было кому бой описывать, хотя в наградном листе многое выглядит маловысокохудожественным вымыслом, конечно.

Date: 2013-10-13 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] nikoberg.livejournal.com
Блеск! Очень внятный разбор.

Profile

kenigtiger: (Default)
kenigtiger

December 2022

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021 222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 07:33 pm
Powered by Dreamwidth Studios